Уверен этот материал будет полезен и интересен для все интересующихся фотографией, ибо на примерах показаны многие "тонкости"...
Ключевые характеристики зеркальной камеры Nikon D3100 таковы: матрица 14 Мп формата APS-C, монитор 3" с разрешением 230000 точек, 11-точечный автофокус с 3D-слежением, диапазон ISO 100–12800, серийная съемка 3 кадра/сек, видеосъемка Full HD (в разрешении до 1920x1080 при 24 кадрах/сек) с ручным контролем за экспопараметрами.
КРАТКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Матрица | 14.2 Мп; 4608x3072; APS-C (23.1х15.4 мм) |
Объективы | Nikon DX, коэффициент фокусного расстояния 1.5х. На тесте был «китовый» объектив Nikkor AF-S DX 18-55 мм F/3.5-5.6 G VR |
Носитель | Карты памяти SD / SDHC / SDXC |
ЖКИ | 3.0", 230000 точек |
Формат файлов | RAW(NEF), JPEG, RAW+JPEG; видео – MOV (H.264) до 1920x1080 при 24 кадр/с или 1280х720 при 30 кадр/с, со звуком (моно) |
Связь | AV-выход/USB, HDMI, DC-вход |
Габариты | 124x96x75 мм (данные производителя) 125х96х77 мм (наши измерения) |
Положение в линейке | D3000 – D3100 – D5000 |
Предыдущая младшая зеркальная модель Nikon D3000 была удачной камерой и пользовалась заслуженной популярностью. Однако функциональность ее, совершенно нормальная с точки зрения «классической зеркалки», на фоне современных тенденций выглядела несколько скромно, даже в момент ее выхода на рынок.
Новая модель Nikon D3100 явилась существенным шагом вперед по сравнению со своей предшественницей, были улучшены многие параметры, радикально расширена функциональность. Основные изменения D3100 в сравнении с D3000 таковы:
- Разрешение матрицы повысилось (14 Мп против 10 Мп – можно сказать, что это даже не шаг вперед, а два шага по «лестнице типовых разрешений» 10-12-14 Мп).
- Появился режим живого вида (забегая вперед, заметим, что реализация его очень удачна).
- В режиме живого вида появился новый тип фокусировки, ведение объекта – новый даже в сравнении со старшей моделью D5000, где режим живого вида присутствовал.
- Появилась видеосъемка – причем сразу в разрешении 1920х1080.
- Появился разъем HDMI.
- Диапазон чувствительности расширился с ISO 3200 до ISO 12800.
- Добавилась процессорная коррекция хроматических аберраций (как в старших зеркальных моделях Nikon).
- При съемке в паре RAW+JPEG теперь используется JPEG максимального качества (а не минимального).
- Появился разъем для подключения GPS-модуля Nikon GP1.
- Тот же разъем может использоваться для проводного дистанционного управления.
- Соответственно, убрано беспроводное дистанционное управление.
- Изменился фокусировочный экран (в частности, пропала возможность накладывать сетку в видоискателе).
Мы свели важные характеристики, по которым различаются младшие зеркальные модели Nikon, в таблицу.
Модель | D3000 | D3100 | D5000 |
Разрешение матрицы | 10.2 Мп | 14.2 Мп | 12.3 Мп |
Видеосъемка | Нет | 1920x1080p@24 | 1280x720p@24 |
Режим "живого вида" | Нет | Есть | Есть |
Фокусировочный мотор | Нет | Нет | Нет |
Диапазон ISO | ISO 100–1600 Расширение 100–3200 | ISO 100–3200 Расширение 100–12800 | ISO 200–3200 Расширение 100–6400 |
Серийная съемка | 3 кадра/сек | 3 кадра/сек | 4 кадра/сек |
Монитор | 3", 230000 точек – | 3", 230000 точек – | 3", 230000 точек Поворотный |
Active D-Lighting | Вкл / Выкл | Вкл / Выкл | Авто, 3 уровня, Выкл |
Автокоррекция ХА | Нет | Есть | Есть |
Экспобрекетинг | Нет | Нет | Есть |
Nikon D3100 – настолько серьезный шаг вперед, что даже положение этой модели в линейке неоднозначно. Относительно D3000 это, безусловно, апгрейд, тут без вопросов. Однако более того, по некоторым параметрам D3100 теперь превосходит даже модель D5000 – и разрешением матрицы, и видеорежимом, и диапазоном ISO. В тоже время у D3100 осталось кое-что, явно свидетельствующее о принадлежности этой камеры к классу «самых младших» зеркалок, моделей начального уровня – взять хотя бы отсутствие экспобрекетинга.
Вскоре следом за Nikon D3100 был объявлен выход модели D7000 (обзор которой мы, конечно, тоже обязательно сделаем). По характеристикам она превосходит не только D5000, но и более старшую D90. Иначе говоря, недавняя линейка «D3000 – D5000 – D90 – ...» сегодня сменилась на несколько неопределенную «D3100/D5000 – D7000 – ...». В дальнейшем, надо полагать, либо выпуск модели D5000 будет прекращен (и тогда эта часть линейки станет двухступенчатой «D3100 – D7000 – ...»), либо на смену D5000 придет что-то вроде D5100 и займет место между D3100 и D7000.
ДИЗАЙН И УПРАВЛЕНИЕ (ЧАСТЬ 1)
По мере роста популярности нового класса аппаратов – «беззеркальных» камер – все труднее зеркальные аппараты классического дизайна, к каковым относится Nikon D3100, называть «миниатюрными». Тем не менее, D3100 – действительно одна из самых небольших зеркалок.
Пластиковый корпус воспринимается очень качественным. Рукоятка имеет эргономическую форму, покрыта (в отличие от D3000) резиновой накладкой. Небольшая резиновая площадка появилась и на задней панели, под большим пальцем. Все эти мелочи способствуют тому, что хват камеры получается уверенным и удобным, особенно если рука у вас небольшая.
Между рукояткой и объективом находится белая лампа, которая используется и для уменьшения эффекта «красных глаз» (включаясь на короткое время непосредственно перед снимком), и для индикации срабатывания таймера автоспуска, и для подсветки автофокуса. То есть, для фокусировки в полумраке не обязательно поднимать вспышку, как это бывает в камерах, где подобной лампы нет и для подсветки используются строб-импульсы вспышки.
На правой грани расположен отсек карты памяти формата SD. При работе со штативом карточку можно менять, не снимая камеру со штатива – кстати, как и аккумулятор; доступ к его отсеку также не перекрывается.
В зеркалках Nikon не используется стабилизация изображения на сдвиге матрицы. Однако сейчас многие объективы – как видим, даже недорогой «китовый» 18-55/3.5-5.6 – снабжены оптическим стабилизатором (переключатель VR on/off в нижней части оправы). Выше находится переключатель авто/ручной фокусировки A/M.
Далее, если перевести взгляд вправо, увидим на корпусе камеры кнопку фиксации байонетного крепления, а выше нее – две кнопки управления. Одна из них управляет вспышкой – причем не только поднимает вспышку в рабочее состояние (опускать ее нужно вручную), но и позволяет переключать режимы работы вспышки, а совместно с колесиком управления – вносить коррекцию для вспышки. При необходимости вспышка выпрыгивает из корпуса и автоматически, без нажатия кнопки. |
Вторая же кнопка, Fn – программируемая. На нее можно назначить одну из четырех часто используемых функций: Качество/размер снимка, Чувствительность ISO, Баланс белого и функцию Активного D-Lighting'а (оптимизацию передачи тонов, особенно в области темных участков изображения). Очень полезная кнопка, и довольно удобная. |
В модели D3100, как и в других младших зеркалках Nikon, фокусировочный мотор в корпус не установлен, на байонетном креплении мы не видим характерного «отверточного» разъема. Это означает, что D3100 может автофокусироваться только при использовании объективов со встроенным моторчиком (из линейки Nikon AF-S и AF-I) – впрочем, парк таковых достаточно велик, и любительские нужды он вполне перекрывает.
Рычажок включения питания расположен соосно с кнопкой спуска затвора. Поэтому, если камера выключена и висит на ремне, включить ее можно быстро и не глядя – когда берешь в руку, указательный палец сразу попадает на рычажок включения.
Рядом с кнопкой спуска затвора находятся две кнопки. Кнопка INFO включает и выключает информационную панель на мониторе (кстати, при включении питания она появляется в любом случае). Кнопка экспокоррекции позволяет ввести экспопоправку до +/-5 ступеней, классическим способом – держишь кнопку и одновременно поворачиваешь большим пальцем колесико управления. |
Направление вращения колесика типично для зеркалок Nikon, то есть поворот вправо вносит отрицательную экспокоррекцию (кадр становится темнее), влево – положительную (светлее). На мой взгляд, это противоречит общепринятым принципам, ведь практически во всей электронике вращение рукоятки вправо (равно как и сдвиг ползунка вправо или вверх) соответствует увеличению параметра (яркости, мощности, громкости), а влево (или вниз) – уменьшению. Однако разработчики Nikon придерживаются иной идеологии, причем в модели D3100 даже не предусмотрено компромиссной возможности переворота направления вращения, как в более старших зеркалках Nikon. Впрочем, надо признать, что владельцы аппаратов Nikon не видят в этом никакой проблемы.
На верхней грани камеры расположен диск режимов – он большой, переключается удобно. Под диском, и это одно из приятных улучшений D3100 в сравнении с D3000, находится переключатель режимов затвора – обычная съемка одиночными кадрами, серийная съемка, таймер автоспуска и «тихий режим» Q, в котором отключается звук подтверждения автофокуса – таким образом камера стремится минимизировать производимые ею шумы.
Резиновый наглазник, обрамляющий окуляр видоискателя, выступает довольно слабо, так что нос норовит упереться в заднюю панель и в монитор. Впрочем, такая конструкция сохраняет габариты камеры минимальными. В меню можно включить «электронный дальномер», и тогда шкала экспокоррекции в нижней части видоискателя превращается в шкалу расстояний – нам наглядно показывают, насколько текущее положение ручной фокусировки отличается от «правильного» с точки зрения камеры.
Справа от видоискателя находится колесико диоптрийной коррекции. На мой взгляд, диапазон регулировки в минусовую область не слишком широк – настоятельно рекомендую всем близоруким людям проверить перед покупкой, получается ли добиться в видоискателе резкого изображения.
Слева от монитора в столбик расположены пять кнопок. У D3000 их было четыре – кнопка «i», переводящая монитор в режим активной панели управления, раньше была совмещена с кнопкой увеличения масштаба (+). Отмечу здесь же, что кнопки (–) и (+), которые в режиме просмотра служат для управления масштабом отображения, я бы расположил наоборот: верхняя кнопка, по моему интуитивному восприятию, должна увеличивать снимок, а нижняя – уменьшать. Однако, как и в случае с экспокоррекцией, точка зрения разработчиков Nikon иная.
Кнопка (–) имеет и дополнительную функцию. Если в левом нижнем углу экрана присутствует пиктограмма с вопросительным знаком (а такое бывает в большинстве случаев), то нажатие кнопки (–) выводит подсказку с пояснением сути данного режима, параметра, функции, эффекта обработки и так далее. Подсказки краткие, но достаточно информативные. Такая система экранных подсказок способна облегчить жизнь начинающему пользователю – как и режим GUIDE, о котором позже. |
ДИЗАЙН И УПРАВЛЕНИЕ (ЧАСТЬ 2)
Кнопок на задней панели довольно мало. Поэтому, чтобы настроить даже базовые параметры, вроде баланса белого или чувствительности ISO, приходится либо включать INFO-меню на экране, либо погружаться в основное камерное меню. Правда, есть программируемая кнопка Fn, но она лишь одна. Сверху имеется кнопка фиксации экспозамера и/или автофокуса AE/AF. Новичок вряд ли сможет представить, насколько она полезна, но со временем разберется и оценит ее возможности. Правее находится колесико управления, которое вращается, пощелкивая, с оптимальной жесткостью. Комплексный орган управления, состоящий из кнопки с красной точкой и рычажка вокруг нее – это одно из главных новшеств в модели D3100, проистекающее от изменения в функциональности камеры. Рычажок включает режим живого вида, красная точка – видеозапись. Обе эти функции у D3000 отсутствовали. Рычажок выглядит так внушительно, словно с его помощью вручную производятся некие механические перемещения деталей (подобное мы видели в зеркалках Sony). Однако нет – зацепив рычажок большим пальцем, отклоняем его вправо легко и мягко, при этом автоматически включается режим живого вида. Рычажок действует просто как кнопка, отдающая команду. |
Отметим, что хотя появился режим живого вида, монитор остался неповоротным. Это несколько ограничивает возможности съемки из сложных ракурсов, но не забываем, что D3100 – все же младшая модель.
На четыре кнопки навипада никакие функции не назначены (например, режимы экспозамера, баланс белого, таймер автоспуска, ISO). Однако эти кнопки не всегда бездействуют – они используются при передвижении по экранному меню, при работе с внутрикамерным меню, для выбора точки автофокуса и т.д.
В самом низу расположена кнопка Удаления. Чтобы стереть снимок или видеоролик, ее нужно нажать дважды, поскольку камера сначала запрашивает подтверждение (как и во всех моделях в подобном случае – почти всегда). На мой взгляд, повторное нажатие той же кнопкой – неудачная идея. Если уж стоит задача предохранить снимки от случайного удаления, то подтверждающее нажатие должно делаться другой кнопкой (или даже несколькими), а не повторным нажатием той же самой кнопки.
На левой боковой грани расположен блок разъемов. Коммуникационные возможности Nikon D3100 весьма широки. Первый разъем позволяет подключить опциональный блок GPS-навигации. Через этот же разъем аппаратом можно управлять с помощью проводного пульта дистанционного управления. Далее идет стандартный мини-USB разъем, который используется для связи с компьютером или принтером. Следующий разъем – мини-HDMI, позволяющий просматривать сделанные снимки и записанные видеоролики на телевизоре высокого разрешения. К сожалению, соответствующий кабель в комплект не входит – что, в общем-то, обычная ситуация, за редкими исключениями. Однако что гораздо менее обычно, так это отстутствие вообще каких бы то ни было кабелей в комплекте D3100 – нет ни USB, ни AV. Наконец, последний разъем – традиционный выход A/V. Заметим, что возможности подключения внешнего микрофона нет, так что при видеосъемке звук пишется встроенным микрофоном, причем монофоническим. Впрочем, для любительской съемки качество звука вполне приемлемое. |
Информация о параметрах съемки может выводиться на экран в одном из двух форматов – Обычном, в виде прямоугольных зон с численными значениями параметров, либо Графическом, где большое внимание уделено анимированному изображению ирисовой диафрагмы, которая сжимается и раскрывается, наглядно отображая установленное значение диафрагменного числа. Вокруг располагается пунктирная дорожка, символизирующая длительность выдержки. Графический режим призван сделать настройку параметров более наглядной, однако реализация вызывает вопросы – в том, что касается выдержки. Удлинение выдержки сопровождается не удлинением закрашенной части шкалы, а напротив – ее укорочением. По мере же укорочения выдержки длина закрашенной полоски увеличивается. Эта логика мне непонятна. Даже если взглянуть на индикатор с другой стороны, интерпретировать оранжевую закрашенность как количество поступающего на матрицу света, все равно результат получится не совсем правильным. Было бы логично показать начинающему, что если диафрагма раскрывается (площадь оранжевой части увеличивается, поступает больше света) – то для обеспечения правильной экспозиции это раскрытие должно сопровождаться сокращением выдержки, с соответствующим укорочением оранжевой полоски. «Что убыло по части диафрагмы, должно компенсироваться выдержкой» – таков принцип сохранения экспозиции. А здесь сделано наоборот. Список параметров, идущий по правому и нижнему краям экрана, одинаков в обоих форматах отображения. |
При повороте камеры в вертикальную ориентацию изображение на мониторе разворачивается – причем как в Графическом, так и в Обычном варианте отображения. Цветовую схему можно задать в меню, выбрав один из трех вариантов – синий, черный, оранжевый – причем раздельно для Обычного и Графического режимов. | |
В Графическом режиме вращение диска режимов сопровождается соответствующей анимацией.
Если в левом нижнем углу экрана присутствует пиктограмма с вопросительным знаком (а такое бывает на большинстве страниц), то нажатие кнопки выводит подсказку с пояснением сути данного режима, параметра, функции, эффекта обработки и так далее.
По умолчанию монитор пассивно отображает информацию. Нажатие кнопки «i» переключает его в режим панели управления, когда можно изменять значения параметров. Выбранный параметр выделяется желтым цветом. Доступно довольно много параметров, однако перемещение по ним получается медленным. Дело в том, что меню, во-первых, сделано не в виде матрицы, а линейным списком. Во-вторых, этот список не зациклен в кольцо, так что нередко приходится бегать туда-сюда через весь экран, а для передвижения по списку почему-то не используется колесико управления, приходится многократно нажимать навигационные кнопки. |
Ладно, пусть для передвижения по пунктам используются исключительно кнопки навипада. Но тогда было бы разумным поручить колесику управление параметром. Чтобы можно было, передвигая желтый прямоугольник, выбирать активный параметр, а вращая колесико, изменяеть его значение. Однако колесико не задействовано и для этого. Для изменения параметра требуется сначала нажать кнопку ОК.
И более того, даже когда кнопкой ОК открывается специальная страница для изменения значения параметра, то и здесь колесико, опять же, не используется. В целом изменение параметров требует многократных нажатий кнопок навипада и получается медленным. Конечно, такой метод управления хорошо знаком пользователям компактов, что поможет им легко освоиться при переходе на D3000. Возможно, они и вовсе не заметят здесь какой-либо проблемы. Однако мы такое упрощение привествовать не можем – уж коли колесико физически присутствует, почему бы его не задействовать? |
Исключение касается параметра, назначенного на программируемую кнопку Fn (в примере слева – чувствительность). В этом случае при нажатии кнопки Fn выбранный параметр выделяется желтым цветом и сразу становится активным, то есть его значение можно изменять вращением колесика управления, без необходимости погружаться в какие бы то ни было меню или открывать дополнительные страницы. |
РЕЖИМЫ СЪЕМКИ
Режимы съемки переключаются поворотом диска, расположенного на верхней панели аппарата. Как и в любой зеркальной камере, есть группа режимов PASM.
Программный автомат P: камера автоматически подбирает выдержку и диафрагму для оптимальной экспозиции. Приоритет диафрагмы A; вы устанавливаете диафрагму, камера определяет выдержку. Приоритет выдержки S: вы задаете выдержку, камера подбирает диафрагму. Ручной режим M: здесь вы сами определяете и выдержку, и дифрагму. |
В режимах PASM нельзя поручить установку ISO автоматике камеры – нужно обязательно выставить конкретное значение ISO, вариант Авто-ISO доступен только в «упрощенных» режимах.
Пиктограмма зеленого фотоаппарата с надписью AUTO на диске режимов обозначает автоматический, «однокнопочный», режиме Авто. Здесь практически все параметры определяются камерой в соответствии с текущей ситуацией. Вспышка выпрыгивает и срабатывает автоматически, если объект плохо освещен. Набор доступных параметров в этом режиме ограничен.
Большое удобство, в первую очередь для начинающих, предоставляют сюжетные программы. В Nikon D3100 их семь, и все размещены отдельными положениями на диске режимов: Портрет, Пейзаж, Ребенок, Спорт, Макро, Ночной портрет и Без вспышки. Положения SCENE, дающего доступ к дополнительному набору сюжетных программ, на диске режимов нет. Вместо него имеется режим GUIDE. |
Режим GUIDE – это встроенная справочная система с функциями управления (в модели D3000 название GUIDE было переведено неудачно: «Меню справки», теперь же перевод лучше: «Режим подсказки») . В режиме GUIDE начанающий пользователь как бы отвечает на вопросы, что именно он собирается снять и в каких условиях. Выбирая варианты, он пробирается по дереву меню, при этом камера переключает соответствующие параметры. Внутри меню есть выбор между «Простой эксплуатацией» и «Расширенными функциями». Во втром случае содержание касается чуть более креативных моментов, даются советы по размытию фона и замораживанию движения (то есть, об использовании установок диафрагмы и выдержки). В конце кнонцов, если пройти по всем веткам и добраться до пункта "Начать съемку", то камера переключается на съемку – можно делать снимки, однако вы формально остаетесь в режиме GUIDE и многие параметра при этом недоступны, как при использовании сюжетных программ. | |
Аналогичные принципы используются в режиме подсказки GUIDE при работе с просмотром снимков и с настройками камеры. Конечно, в смысле функциональности режим GUIDE не дает ничего нового по сути – просто доступ ко всем функциям и настройкам организован через систему подсказок и пояснений. Что ж, если начинающий фотограф будет не просто использовать D3100 как однокнопочную мыльницу (хотя при желании можно работать и так, на полном автомате), а постарается вникнуть в суть разнообразных настроек – режим GUIDE поможет ему сделать первый шаг в этом направлении. Универсальным учебником он, конечно, не станет – объем все же невелик, рассматриваются самые простые, базовые моменты, которые являются необходимым минимумом для творческого подхода к фотографированию – необходимым, но отнюдь не достаточным. | |
«ЖИВОЙ ВИД» И ВИДЕОСЪЕМКА
«Живой вид» и видеосъемка – это новые для Nikon D3100 режимы, по сравнению с D3000. Эти режимы связаны, в том смысле, что сначала нужно включить режим живого вида, и только из него можно начать видеосъемку (а не сразу нажатием кнопки с красной точкой, как во многих моделях). Реализация режима живого вида весьма продвинутая. Есть целых четыре типа работы автофокуса – Приоритет лица (см.на иллюстрации слева, желтая рамка на лице), Широкая область, Нормальная область и Ведение объекта (зеленая рамка на иллюстрациях – она становится красной, если объект потерян). Переключение между этими вариантами не самое оперативное, через меню. Кнопками (–) и (+) можно изменять масштаб той зоны, где сработал автофокус. При нажатии кнопки «i» на экран выводится обычная панель управления, где можно изменить параметры съемки, не отключая режим живого вида. | |
Нажатие кнопки с красной точкой запускает видеосъемку. Автофокус работает в режиме, заданном в меню (см.выше). Особенно здорово, что возможен оперативный контроль за экспопараметрами – можно переключать режимы вращением диска режимов; выбрав режимы А или S, можно колесиком изменять значение диафрагмы или выдержки. Работает и кнопка экспокоррекции – все эти настройки можно изменять, не прерывая видеозапись. |
В режиме просмотра кнопка ОК запускает воспроизведение видеоролика. Вверху экрана отображается текущее и полное время. Кнопками (–) и (+) регулируется громкость звука. Клавиши навипада превращаются в управление «лентопротяжным механизмом», позволяя ускоренно проматывать ролик вперед и назад, ставить воспроизведение на паузу, а в режиме паузы двигаться вперед и назад покадрово. Есть редактор видео. Возможности его, как почти всегда во встроенных в фотоаппараты видеоредакторах, минимальны – можно обрезать лишнее, а также сохранить отдельный кадр, выбранный и остановленный в режиме паузы. | |
МЕНЮ И ПАРАМЕТРЫ
К некоторым съемочным параметрам доступ организован разными способами. Например, мы уже знаем, что нажатие кнопки экспокоррекции [+/-] и одновременный поворот колесика управления позволяет сразу на экране вводить экспокоррекцию. Однако, то же самое действие можно осуществить, активизировав монитор кнопкой «i», далее дойдя стрелками навипада до параметра «Поправка экспозиции», и открыв кнопкой «ОК» специальную страничку. |
Или возьмем баланс белого. Можно добраться до него через экранное меню (два левых скриншота), можно назначить его на кнопку Fn (и тогда его можно будет изменять непосредственно колесиком управления), а можно найти пункт «Баланс белого» во внутрикамерном меню (иллюстрация внизу). Через внутрикамерное меню можно управлять всеми параметрами, даже теми, к которым есть альтернативный, более быстрый, доступ. | |
Модуль автофокуса Nikon Multi-CAM 1000 AF – тот же, что используется в моделях D3000, D5000 и D90. У него 11 зон, расположенных в виде ромба. Вариантов зоны автофокуса четыре: одноточечный АФ, динамический АФ для движущихся объектов, автовыбор зоны и, наконец, 3D-следящий (по 11 точкам) АФ. В двух первых вариантах можно вручную задавать точку АФ кнопками навипада (см. иллюстрацию внизу, левый нижний угол экрана). | |
В «упрощенных» режимах – сюжетных программах и режиме AUTO – список доступных параметров заметно сокращается, и соответствующие пункты экранного меню «гаснут», становятся пассивными. Иногда пользователю дается некоторая свобода, например, в сюжете «Портрет» можно выбрать один из трех режимов вспышки, но иногда запрет имеет строгий характер – так, в режиме «Пейзаж» вспышку включить уже нельзя, как бы вы ни хотели подсветить ею передний план. |
Функция «Активный D-Lighting» полезна в высококонтрастных условиях. Она помогает высветлить самые темные участки, одновременно не допуская пересветов. В отличие от старшей модели D5000, здесь нет возможности регулировать интенсивность функции D-Lighting'а, она может быть либо включена на Авто (что происходит по умолчанию), либо выключена. |
Nikon D3100 – первая младшая зеркальная камера Nikon, в которой реализован режим видеосъемки. Набор форматов не дотягивает до характеристики «бескомпромиссный» – все-таки частота кадров при разрешении 1920х1080 составляет 24 кадр/сек, а не 30, что было бы лучше; звук пишется в моно-варианте; используется единственный вариант кодировки (хотя и хороший), H.264. Тем не менее, в сравнении с предыдущей моделью D3000, где не было вообще никакой видеосъемки, шаг вперед огромный. |
ВНУТРИКАМЕРНОЕ МЕНЮ
Внутрикамерное меню разбито на пять разделов – Меню режима просмотра, Меню режима съемки, Меню настроек и Меню обработки, а также стоящее слегка особняком меню «Недавние настройки». Мы не будем перечислять и подробно описывать каждый из многочисленных пунктов, остановимся лишь на некоторых. Термином «Режим Picture Control» обозначена возможность выбирать цветовые схемы, или стили, изображения. Таковых стилей шесть – Стандартный SD, Нейтральный NL, Насыщенный VI, Монохромный MC, Портрет PT и Пейзаж LS. Цветовые схемы можно регулировать, весьма гибким и удобным образом. Для большинства схем доступны параметры: Резкость, Контраст, Яркость, Насыщенность и Оттенок, а для Монохромной схемы это Контраст, Яркость, Эффект цветного фильтра (Y-O-R-G и Выкл), а также тонирование в сепию, цианотипию и еще семь оттенков, с семью уровнями интенсивности. | |
На следующей иллюстрации показана работа шести цветовых схем. Различия между ними не слишком резкие – даже в варианте «Насыщенный» или «Пейзаж» картинка вполне реалистичная, хоть и сочная.
Снимать можно либо в формате JPEG (три различных степени сжатия – Fine, Normal и Basic), либо в формате RAW (в варианте NEF, стандарт компании Nikon). Есть и вариант одновременной съемки RAW+JPEG – при этом используется JPEG «Высокого качества» (Fine). В модели D3000 единственным вариантом в этом случае был Basic. Объем большинства JPEG файлов качества Fine на практике составляет порядка 6-8 МБ. |
Стандартный диапазон чувствительности простирается от 100 до 3200 ISO, плюс есть дополнительные значения «Hi 1» и «Hi 2», которое соответствуют ISO 6400 и 12800. Параметры, относящиеся к работе камеры при «Авто-ISO», задаются в отдельным пункте меню настроек. |
Если включить опцию «Автоматическое управление искажениями», то процессор будет исправлять геометрические искажения (бочко- или подушкообразные), вносимые объективом. Понравилось, что на скорости съемки это ощутимым образом не сказывается. Коррекцию искажений можно выполнять и после съемки, в режиме просмотра – как автоматически, так и вручную, с подстройкой степени коррекции. |
В меню настроек задаются нюансы функционирования камеры. Можно создавать и редактировать комментарии, которые записываются в EXIF, а также отображаются на экране в соответствующем режиме просмотра. Пункт «Автоматический поворот кадра» реализован неудачно – если его отключить, то снимки перестают автоповорачиваться не только на экране камеры (что может быть полезным), но и при просмотре на компьютерном мониторе (что неудобно, поскольку приходится вращать их вручную). | |
Можно подробно настроить задержки автовыключения камеры (или отдельных функций) в разных режимах. Здесь же назначаются функции на программируемые кнопки Fn и AE-L/AF-L. При любой работе с меню Nikon D3100 недостаточно выбрать значение параметра (передвинув желтую полоску кнопками навипада), нужно еще сделать подтверждающее нажатие кнопки ОК. В принципе, это лишнее действие, однако возможно, что начинающим такой алгоритм покажется более четким. | |
Очень удобен раздел меню, названный «Недавние настройки». Здесь действительно сохраняются последние действия, которые вы выполняли с разными разделами меню, по принципу стека LIFO – последнее выполненное действие (в данном примере Управление перспективой) записывается первым в списке. Кстати, при обращении к меню D3100 попадаешь именно на последний пункт, с которым работал (а не всегда в начало меню, как во многих аппаратах) – это особенно удобно, если нужно сделать несколько кадров с разными настройками одного и того же параметра. |
РЕЖИМ ПРОСМОТРА
По умолчанию снимки выводятся на экран в двух вариантах, переключение между которыми выполняется кнопкой навипада Вверх. Слева – пример первого из этих вариантов, отображающихся по умолчанию. Поскольку соотношение сторон экрана составляет 4:3, а сам кадр более узкий (3:2), то помещается полный снимок, а под ним остается место, где выводятся краткие данные – вообще говоря, относящиеся скорее к файлу (имя файла, дата съемки), чем к параметрам съемки (выдержка/диафрагма и т.д.). Ниже – второй из двух экранов «варианта по умолчанию». Уменьшенный кадр, более подробные параметры и яркостная диаграмма. Для большинства случаев отображаемой на этих двух экранах информации будет достаточно. Однако в пункте меню «Режим отображения» можно установить флажки, подключая дополнительные возможности, и в итоге получить семь экранов, отображающих разную информацию о снимках. | |
Флажок «Данные» включает (и выключает) сразу три экрана с подробными параметрами съемки и обработки изображения. На экране «Засветка» пересвеченные участки снимка отображаются мерцанием. Наконец, еще один экран уделяет внимание гистограмме – выводится яркостная гистограмма, плюс отдельная по трем каналам R-G-B (см.ниже). | |
Кнопки (–) и (+), расположенные слева от монитора, изменяют масштаб снимков. Увеличенные снимки можно перелистывать колесиком управления, сохраняя при этом масштаб. Это удобно для сравнения двух снимков – в том случае, если они следуют непосредственно друг за другом. Стрелами навипада при этом передвигаешься по кадру. Возможно индексное отображение – несколько уменьшенных кадров на одном экране, в виде матрицы 2х2, 3х3 или 9х8. | |
Удобно реализован календарный доступ. Справа в столбик выводятся кадры, соответствующие выбранной дате (иллюстрация слева). Нажатием кнопки (–) переключаемся между этим столбиком и самим календарем (слева внизу). Можно перебирать снимки, прокручивая столбик вверх и вниз кнопками навипада. Нажатие и удержание кнопки (+) отображает выбраный снимок увеличенно (внизу), при этом календарный режим не отключается – отпускаешь кнопку (+), и снова попадаешь на заданную дату. | |
ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАБОТКИ СНИМКОВ
Возможности внутрикамерной обработки снимков у Nikon D3100 весьма широки. В меню обработки встречаем и типовые, обязательные функции, вроде кадрирования и коррекции красных глаз, и более интересные возможности. Например, «Эффекты фильтра» – функции процессорной обработки готовых снимков. Например, для «Звездного фильтра» задается количество лучей (4, 6 или 8), сила фильтра (три уровня), угол наклона лучей (три варианта) и расстояние между точками (три уровня). | |
Результат работы «Звездного фильтра». Если изображение остается неизменным, включите воспроизведение анимации в настройках вашего браузера.
Одна из самых «серьезных» функций внутрикамерной обработки снимков – возможность преобразования RAW-файлов в JPEG. При этом задается разрешение и степень сжатия файла, экспокоррекция и баланс белого (причем можно не только использовать готовые пресеты баланса белого, но и подстраивать их по двум координатам). | |
Несколько функций призваны изменять (скорее всего – улушать и исправлять, но это уж кому как нравится) геометрию снимков. Первая возможность – Выравнивание, имеется в виду устранение наклона камеры относительно линии горизонта. Все наглядно, помогает сетка. Функция «Исправление искажений» корректирует дисторсию. Можно поручить это автоматике камеры, либо выполнить вручную, подстраивая картинку по шкале «Бочка/подушка». Далее (иллюстрация внизу) можно исправлять перспективу снимка, по двум осям. Скорее всего, это пригодится для уменьшения эффекта сходящихся вертикалей при съемке зданий, но не только. К этой же группе функций, управляющих геометрией снимка, можно отнести и «Рыбий глаз», однако это уже не функция коррекции, а скорее наоборот – эффект, искажающий изображения, имитирующий работу сверхширокоугольного объектива. | |
Проиллюстрируем результат последовательного выполнения двух операций – Исправление искажений и Управление перспективой. Анимация состоит из пяти кадров, сменяющихся в таком порядке: 1-2-1-2-3. Сначала сделано чередование фаз 1 и 2, чтобы наглядно увидеть между Исходным кадром и Исправлением искажений (бочкообразных). Далее прикладывается коррекция перспективы.
Хочется отметить, что в модели D3000 многие из перечисленных возможностей отсутствовали. В этом проявлялось ее позиционирование как младшей модели – ниже, чем D5000. Отрадно, что в новой младшей модели D3100 они есть.
Среди популярных эффектов, появившихся в последнее время в аппаратах разных производителей, можно назвать Эффект макросъемки, или, как его еще называют, Миниатюры. Камера размывает верхнюю и нижнюю часть изображения, оставляя резкой узкую полоску в центральной части (положение которой можно изменять). Если композиция кадра подходящая, то создается иллюзия размытия переднего и заднего плана, как бывает при макросъемке. |
Пример работы Эффекта макро:
Еще один пример иллюстрирует работу функции Цветовой контур.
КАЧЕСТВО СНИМКОВ
Прежде всего отметим, что в Nikon D3100 появилась программная коррекция хроматических аберраций (которая присутствует в старших зеркалках Nikon, но в модели D3000 ее не было). Если вы не совсем в курсе, о чем идет речь, то обратите внимание на цветовое оконтуривание, которое иногда было заметно на снимках, сделанных D3000:
Внимание! Этот снимок сделан не аппаратом Nikon D3100, а предыдущей моделью D3000.
Столь явного (хотя на самом деле, вовсе не очень сильного) появления хроматических аберраций на снимках, сделанных D3100, не наблюдается. Матрица обеспечивает высокую детализацию – хотя, конечно, полностью ее потенциал раскроется при использовании высококачественных объективов (что можно сказать применительного к любой камере со сменной оптикой).
В наших тестах проявилась тенденция D3100 к переэкспонированию снимков. Это довольно странно, учитывая тот факт, что D3000 такого впечатления о себе не оставил. И тем не менее, приведем пару характерных примеров. Экспозамер матричный, наиболее употребительный, установленный в камере по умолчанию.
В обоих примерах условия съемки не должны представлять проблемы для экспоавтоматики – нет ни контрового света, ни выбеленного пасмурного неба (напротив, цвет неба насыщенно синий). Тем не менее, снимки слегка пересвечены, и экспокоррекция в –0.7 EV дает лучший результат. Я даже рискну предложить начинающему пользователю Nikon D3100 оставлять постоянно включенной экспокоррекцию в –0.3 EV, или, как минимум, обратить внимание на этот момент применительно к конкретному экземпляру, который будет в его распоряжении.
В связи с этим уместно будет посетовать на отсутствие у D3100 экспобрекетинга. Почему-то эта функция в младших зеркалках Nikon традиционно остутствует.
Что касается уровня шумов, то здесь у Nikon D3100 дела обстоят великолепно, снимки вплоть до ISO 1600 и даже 3200 выглядят очень хорошо. На двух предельных значениях, конечно, заметна и акварелизация, и другие артефакты шумоподавления, но все же в целом расширение диапазона чувствительности до ISO 12800 выглядит не вымученным маркетинговым шагом, а вполне обоснованным решением.
Пример работы камеры при разных значениях ISO. Съемка со штатива, смешаное освещение (от окна плюс лампы накаливания), баланс белого Авто, режим приоритета диафрагмы F/5.6, f=52 экв.мм.
Еще один пример работы Nikon D3100 при высоких ISO в реальных условиях. Баланс белого Авто, экспокоррекция –0.3EV, f=48 экв.мм.
ВЫВОДЫ И ОЦЕНКИ
Плюсы |
| |
Минусы |
| |
Эргономика | 8/10 | Система управления максимально ориентирована на начинающего пользователя. Работает система текстовых подсказок, есть упрощенный иллюстративный режим GUIDE. Вместе с тем, ориентация на простоту – в частности, управление по типу компакта, кнопками навипада, при редком задействовании колесика управления – фактически означает, что потенциал зеркальной камеры в плане удобства и оперативности управления используется не полностью. |
Функциональность | 9/10 | Серийная съемка 3 кадра/сек и отстутствие экспобрекетинга – не самые сильные стороны функциональности D3100. С другой стороны, камера насыщена разнообразными функциями обработки снимков, у нее хорошо реализован режим живого вида, есть HD-видеосъемка, особенно впечатляющая с учетом «младшего уровня» этой модели. Похоже, что разработчики Nikon серьезно подумали над тем, какие именно функции включить в арсенал D3100, а какие оставить для старших моделей. В данном случае не создается впечатления, что функциональность намеренно зарезана, как это было с предыдущей моделью D3000 – скорее, действительно оставлено и включено все самое нужное, что как раз и будут использовать владельцы D3100. |
Качество снимков | 10/10 | Потенциал D3100 позволяет получать прекрасные снимки даже на полном автомате. Более того, при желании их можно доработать и улучшить, применяя многочисленные возможности пост-обработки прямо в камере. |
Цена/качество | 9/10 | Отрадно, что новинка D3100 даже в момент выхода оказалась ненамного дороже, чем предыдущая модель D3000, и это при существенно возросшей функциональности. Стоимость остается в диапазоне, типичном для зеркальных камер начального уровня – одним словом, отличное соотношение цены и качества. |
Общая оценка | 9/10 | Nikon D3100 – гораздо более существенный апгрейд модели D3000, чем можно подумать, исходя из простого сопоставления чисел в названии этих аппаратов. Возможности существенно расширены, использованы многие функции, ранее присущие более старшим моделям, качество снимков улучшилось. Выпустив D3100, компания Nikon существенно подняла планку и пересмотрела собственное представление о «зеркалке начального уровня». Теперь это достаточно серьезный аппарат – и хотя определенные компромиссы в сравнении с более старшими моделями неизбежно присутствуют, D3100 послужит отличной первой моделью для начинающего зеркальщика, позволит делать прекрасные снимки и получать удовольствие от самого процесса фотографирования. |
взято отсюда: http://www.onfoto.ru/review/Nikon-D3100/500.html
пасиба большое! очень нужно и как нельзя кстати)):B
ОтветитьУдалить:)
ОтветитьУдалитьэта статья еще тем полезна что не только тестирует само тело, но и разбирает некоторые ключевые моменты цифровой фотографии, поэтому ее интересно читать те только для выбора фотоапарата но и для обзего развития по части цифровой фотографии
;)
:I
ОтветитьУдалить:M
ОтветитьУдалитьвообще фотик прикольный если вы не хотите иметь какиелибо ограничения
ОтветитьУдалитьотличное тело позволдяющее делать ооочень много
конечно, если вы планируете идти дальше, то... возмите его а потом , если вы все еще захотите идти дальше - возмете себе d7000
но чтото мне подсказывает, что 90% этого тела хватит за глаза
ОтветитьУдалить