Геймер Никита, отказавшийся от друзей и карьеры ради
возможности быть гномом в компьютерной интернет-игре, рассказывает
журналу Esquire о преимуществах виртуальной жизни перед реальной. Записала Елена Егерева.
Про цель
Когда-то я был неплохим дизайнером. Я мониторил ЖЖ и видел, как
реагируют на мои работы — я мог быть доволен. Меня все считали
талантливым мальчиком, а года два назад мне что-то все вдруг
осточертело. Я понял: все, чего я хотел в жизни, я уже добился. А что?
Квартира — своя. Машина мне не нужна: я бухать люблю. Девушка есть.
Я смотрю на тех, кто со мной играет, — им лет по тридцать, многие из них
состоявшиеся люди. И что? У них тоже все есть: любые книги, любая
информация. Я сейчас говорю только про жителей большого города.
На периферии почти не играют. Я приезжаю летом в небольшой поселок рядом
с Туапсе, где я вырос, и вижу, как живут мои братья и друзья. Летом
вкалывают, набирают финансовый жирок, чтобы потом тянуть зиму. У них
есть за что бороться. А мне уже не за что. Тогда-то я и подсел на World
of Warcraft. В жизни нужно очень постараться, чтобы сформулировать себе
цель. В игре цель за тебя сформулирована: есть персонаж (в моем случае
гном), которого ты должен развивать, учить. Ему нужно добыть отличный
нож, плащ, купить нового коня. И ты знаешь, как это сделать, и поэтапно
идешь к этому. В онлайновых играх существует глобальный сюжет,
предыстория (например, в Warcraft это сражение белой стороны с темной),
но она быстро уходит на второй план, поскольку каждый персонаж занят
своим делом. Главная цель в любой онлайновой игре — это всегда ты сам.
У каждого есть своя роль, ты становишься незаменимой фигурой и уже
не можешь пропустить рейд, потому что подведешь своих. Мне звонят
из какого-нибудь агентства, предлагают что-то сделать, а я отказываюсь —
у меня рейд. Поначалу, чтобы прилично выглядеть на работе, чтобы кругов
под глазами не было заметно, я раз в неделю загорал в солярии. А потом
и на это забил, да и на работу вообще. С профессиональной точки зрения
я совершенно уничтожил себя за эти два года.
Про любовь
Единственный просвет у меня был, когда я влюбился. Правда, прогулки
по ночной Москве босиком долго не продлились: через два месяца я снова
вернулся к своему гномику. У нас в геймеровской компании есть пара. Ему
лет сорок, он строитель — такой сухой мужичок с хвостиком. Она
переводчица. Они когда садятся играть (а игра может длиться часов семь)
она перед собой ставит несколько стаканов молока и хлопья. Подходит
их восьмилетняя дочка, она ей — раз, стакан. У них недавно была какая-то
годовщина свадьбы, и строитель ей подарил в «варкрафте» лошадь. Жена
потом прыгала, скакала от радости, перед всеми хвасталась. Кстати, чаще
всего девочки начинают играть, чтобы понять, куда делись их мальчики.
Они видят, что теряют своего любимого, и начинают делать вид, что
им тоже интересно. Это как с футболом. Сейчас у меня хорошая девчонка,
понимающая, а предыдущая меня кинула как раз из-за игры.
Про игру
Сначала развиваешь качества своего персонажа до 70-го
уровня (или нанимаешь для этого кого-то за 150 долларов; такие люди
называются китайскими фермерами), а потом, собственно, начинается сама
игра. То есть ты приступаешь к добыче для гнома редких шмоток. Есть
гигантские каталоги редких вещей в интернете, которые ежедневно
обновляются, и ты выбираешь, копаешься. Вы собираетесь в стайки по сорок
человек и идете в рейды, чтобы убить дракона, а из него выпадут вам две
редкие шмотки. Игра — шмотничество чистой воды, бесконечный шопинг.
Если ты долго не меняешь одежду, ты как бы отстаешь в развитии. Эти вещи
добавляют к тому же тебе силу, ловкость. В реальной жизни при помощи
одежды тоже можно себя как-то позиционировать, только в игре
превосходства добиться проще, и выглядит оно убедительнее. Если у тебя
хорошие шмотки, то ты пошел и убил кого угодно. Ты получаешь
удовольствие от того, что ты крутой, а они — нет. В обычной жизни
ты можешь быть маленьким, толстеньким, и половина девушек на тебя
посмотрит так: толстячок. Ты можешь быть негром, и золотой миллиард,
самое чванливое население планеты, скажет: да, ты негр. В каком бы
ты костюме ни заявился. Все равно есть миллион условностей, которые
не дают тебе быть абсолютным чемпионом в этой жизни. Президент России
не может стать президентом Америки, понимаете? А в игре, пусть
и в рамках этого мира, в котором всего две тысячи человек, ты можешь
стать абсолютным чемпионом, главной знаменитостью.
Про дружбу
Родители думали, что я превращаюсь в идиота: я молчал и почти
ни с кем не общался. Они не понимали, что там у меня жизнь насыщеннее,
чем у любого из них. На первом месте в игре всегда чат, общение. Там
тебе все улыбаются, у всех рожи смешные, все рады тебя видеть. В пять
утра ты отрываешься от компьютера и не чувствуешь, что зря потратил
время. Кроме того, в игре всегда как на войне, то есть ты постоянно
находишься в экстремальных ситуациях. Поэтому сразу все про других
игроков становится понятно: кто хороший, кто плохой, кому можно
доверять, кому — нет. И это здорово: в реальной жизни не получается так
быстро разглядеть человека. У меня есть друг Олег, он занимается
рекламой на одном канале. Олег много нюхает, ведет блядский образ жизни.
Он такой персонаж фильма «Клуб». И все это страшно ему опротивело —
поэтому он и играет. Мы с ним плечом к плечу рубились в Warcraft,
и теперь, когда его вижу, у меня такое чувство, будто мы с ним в армии
в одном взводе служили. Мне нравится в игре, что я не один, что у нас
есть общая цель. В офлайновой жизни у меня всего один раз такое было —
когда мы делали первый в Москве компьютерный журнал. Мы сидели в подвале
в ужасных условиях. На ветхой груде газет кто-то спал обязательно, было
очень пыльно и грязно. Но какой был восторг! В жизни это состояние
общего дела, дружбы недолго продолжается. Вот мне вчера исполнилось
25 лет, и моя девушка решила устроить сюрприз: зашла в мое ICQ
и по всему контакт-листу разослала приглашения — а в нем 250 человек.
Проблема в том, что из этих двухсот пятидесяти человек пришли двое,
и все получилось уныло и грустно. Я говорю ей: «Мне очень приятно, что
ты это сделала, прекрасный порыв, но все эти люди из прошлой жизни,
из жизни до Warcraft, с которыми я когда-то пил, ел, работал, гулял».
Если бы она зашла в игру и позвала всех геймеров, то ко мне бы набилась
полная квартира пьяных веселых здоровых мужиков.
Про игроков
Правда, когда мы встречаемся с нашими в офлайне, говорить нам
особенно не о чем. Мы собираемся обычно в каком-нибудь кафе-ресторане.
Пятьдесят человек сидят за большим столом, выпивают, едят, а над столом
летают термины, термины и термины. Потому что говорить с ними можно
только о совместно пережитом опыте. Наверное, мы понимаем, что в обычной
жизни никогда бы и руки друг другу не подали. Взять того же Олега.
Он иногда сажает нас в свой лексус, и мы делаем такой вояж по клубам.
Это водка, дорожки, мужские разговоры, но это тоже не самое яркое
общение. Мне с ним интереснее играть, чем на лексусе кататься. А один
раз приезжаю в кафешку на встречу. Дождь был — я прихожу, выжимаю майку,
а мне весело говорят: пойдем встречать нашего гильд-мастера, то есть
человека, который основал нашу гильдию внутри игры. Выходим, а там
тормозит джип мерседес и еще два джипа охраны. Такой здоровый мужик лет
пятидесяти идет нам навстречу, привет-привет, со всеми обнимается.
И я понимаю, что это с ним я жестко посрался вчера в игре. Он —
Палладин, помесь латника и полевого врача, то есть может одновременно
и держать удар, и лечить. При этом, как и я, часов по восемь в день
проводит в игре. А в жизни он — вор в законе. Получается, что у нас
в компании рекламщик, риелтор, аудитор, вор, строитель, его жена,
начальник службы безопасности какого-то банка, пиарщик, психотерапевт
и я.
Про мотивы
В какой-то момент я устроился работать дизайнером в одну компанию —
разговорился там с одним человеком из совета директоров. У него за год
не было ни одного свободного вечера, потому что каждый вечер он играл
в Grand Theft Auto. Взрослый мужик. Сидим, обсуждаем, как винтовку
взять, как мента замочить. Спрашиваю: «А что тебя там заводит?»
Не смейся, говорит, но это единственное место, где я могу что-то
изменить. Вот здесь, в этом мире, я ничего не могу изменить, а там —
все. И каждый вечер он делал одно и то же: брал все оружие, доступное
в игре, садился в уголок и убивал прохожих. Когда он начинал убивать
прохожих, приезжала полиция, потом приезжали танки. Мужику нравилось
держаться до конца. Маленький революционер, который по эту сторону
экрана ни в какие революции никогда не ввяжется.
Про деньги
В 1990-е на игры я зарабатывал на улице: стекла мыл
у ларьков, машины, в Макдоналдсе стоял в очередях, а потом эту очередь
продавал. Сейчас левой ногой что-то дизайнерю, и мне хватает. Ты можешь
уйти в игру, только когда у тебя появляется финансовый парашют, когда
ты можешь позволить себе не спать ночью, вставать в двенадцать дня.
У меня рейд раз в неделю (это шесть-восемь часов в игре непрерывно),
а есть люди, у которых шесть рейдов в неделю, а к ним еще и готовиться
надо. Просыпаюсь — первым делом проверяю, как дела у моего гномика,
подбиваю бабки, смотрю, что у меня продалось. Но это несерьезные деньги.
На Warcraft денег не заработаешь.
Про еду
Я никогда не был толстым. Это только кажется, что перед компьютером
можно потолстеть. На самом деле в игре расходуется невероятное
количество энергии. Нервная деятельность все сжигает. Когда твой
солдатик бежит, а напротив него появляется инопланетянин, ты чувствуешь
восторг и ужас. Тебя, наоборот, компьютер иссушает всего: когда играешь,
есть не хочется, а хочется пить, и рядом все время стоит какой-нибудь
чай. Я помню, как я играл, не выходя пять дней из комнаты. Мы шли
в поход — наша команда охотилась на инопланетян, которые захватывали
города и планеты. Я эти пять дней не ел и не пил. Вышел в какой-то
момент на кухню, налил себе стакан молока, но он выпал у меня из рук
и разбился. А я стою и думаю, а как бы мне еще раз по-другому пройти
этот кусок до кухни — чтобы стакан не разбился. В каждой игре есть
функция «пройти еще раз». Я тупил минуту, а потом, когда я перебил всех
инопланетян и улетел к ним на планету, пошел в ванную и потерял
сознание. Истощение было колоссальное.
Про эскапизм
Раньше я знакомился с новым человеком, и мне всегда было интересно,
как у него голова устроена. Прошлый Новый год я встретил трезвый, один,
и в игре. Это была пустая игра. Я ходил по этому пустому миру один
и думал: а что я здесь делаю? У меня просто депрессия началась. Позвонил
другу — тот приехал с текилой и девушкой, и через два дня мы все вместе
улетели в Индию. Наверное, это и есть эскапизм, уход от проблем.
Про эйфорию
Я даже не знаю, с чем можно сравнить то чувство, которое там
испытываешь. В моей реальной жизни ничего подобного никогда
не происходило. Но может быть, один раз только. Я каким-то боком
участвовал в устроении первой киношной премии MTV. Когда я увидел, как
на Милу Йовович падает пьяный Бондарчук, я понял: получилось. Я плакал
от восторга. Но это состояние длилось всего несколько минут, а в игре
подобные ощущения ты испытываешь стабильно раз в день. Например, когда
мы идем в рейд. Там так все придумано, чтобы игрока не разочаровывать —
мы там боремся и чего-то добиваемся. В игре все гиперболизировано: если
тебя ударили — ты умираешь, если упала тебе шмотка — грубо говоря,
считай мерседес тебе достался. Еще вспомнил похожее чувство: в 13 лет
я лежал в оздоровительном санатории в Евпатории, и у меня с собой был
Толкиен. Я как начал читать, так и не мог оторваться от него полтора
дня. Вот и все, пожалуй.
Про сны
Я вчера проснулся от собственного крика. Моя девушка говорит:
«Ты чего?» А мне кошмар приснился. Я научился шить эпические капюшоны
в игре. Сшил и продал три штуки, четвертый у меня не покупали. А это
штука довольно дорогая по себестоимости — я все наличные средства в игре
вложил в эту шапку. А ее никто не покупает. Мне приснилось, что
я проверяю свой почтовый ящик в игре, а проданная шляпа опять ко мне
вернулась. Я заорал.
Про Третью мировую войну
Когда начнется Третья мировая война, передовыми силами будут как раз
не рядовые запаса, а геймеры, потому что они умеют работать плечом
к плечу и знают, как вести бой. Полтора года назад я с приятелем
возвращался поздно домой, и какие-то ханыги у ларька попросили
30 рублей, а потом началась драка. Во время этой схватки я почувствовал
полный самоконтроль. Как в замедленном времени. У меня не было страха,
а было внутреннее спокойствие. У нас в рюкзаках лежало по ноутбуку,
и мы были неповоротливые, а они старше нас и здоровее. В итоге
мы поймали машину, за углом увидели постовых и позвали их. Мужиков
повязали. Я понимал, к чему дело идет — их прессовали по полной. Опер,
который нас принимал в отделении, он, наверное, план не выполнял.
Изменил сумму, добавив два нолика. На суде я говорю: «У нас было
30 рублей». Судья сказал: «Я знаю, откуда эти нули появляются».
Но одного все равно посадили. Эти люди днем играли в автоматах, вечером
спали, а ночью шатались — вели, одним словом, праздный образ жизни. Мне
их не было жалко.
Про уход
Я не наркоман, психически игра тебя не разрушает. Наоборот, я,
например, научился печатать вслепую. Раньше, если честно, я мало во что
ставил людей. А тут же небольшое коммьюнити: все друг у друга на виду.
И очень скоро понимаешь: как аукнется — так и откликнется. Я стал
внимательнее относиться к окружающим. Компьютерщики, может быть, и вялые
люди, но зато они добрые.
Тем не менее с онлайн-игр все всегда пытаются соскочить. Демонстративно
стирают персонажей, предпринимают какие-то шаги, чтобы потом
не вернуться. Я за два года совсем забыл, что такое жить. Вспомнил
только, когда влюбился — я рассказывал. Все шмотки, которые я добыл
потом и кровью, я тогда раздал, все деньги разослал. Я стер персонажа.
Я старался ходить туда, куда меня звали — не важно, интересное было
мероприятие или нет. Я катался на велике, я гулял. А потом я сел
и написал в компанию, которая поддерживает Warcraft: так и так, у меня
украли пароль, украли персонаж, сняли с него все вещи. Мне плохо, я хочу
играть. Вот мой пассворд, чтобы вы знали, что это я. Спасибо компании —
мне все восстановили.
Мне было жутковато это читать...
как обычно - начал писать камент но понял что оформлять надо отдельной статьей
ОтветитьУдалитьи да - лола, старайся все-таки в названии передавать суть новости беспристрастно, а в теле писать свое к этому отношение (или хотя бы давать и объективное пояснение в названии)
ОтветитьУдалитьато еще даже не начав читать статью настраиваешься не правильно
статья не о гомиках и пидерастии, статья о зависимости
после мне было бы интересно почитать и твое мнение на этот счет в развернутом виде, с мотивировкой и пояснениями
после мне было бы интересно почитать и твое мнение на этот счет в развернутом виде, с мотивировкой и пояснениями
ОтветитьУдалить--
ты сцуко прям как руководитель моего дипломного проекта
чтобы было еще понятнее - эта статья была написана другим автором и какой смысл в него вкладывал сам автор может быть не до конца тебе понятен
ОтветитьУдалитьдля того чтобы не ошибиться - проще использовать объективность и дополнить в конце своими мыслями
если же статью пишешь именно ты от начала и до конца и именно это и есть тот смысл, который ты вкладываешь с статью, тогда пожалуйста, называй как твоей душе угодно - вот о чем я
В конце концов мы же не НТВ чтобы из хуя сенсацию высасывать :)
а мое отношение к сабжу напишу отдельно, развернуто и мотивированно))
ОтветитьУдалитьа про объективность (в названии) я упомянул лишь для того, чтобы у читателя была возможность выроботать собственное отношение к аргументу, а не хавать чье-то
ОтветитьУдалитьмне например не приятно когда за меня уже подумали - этим обычно страдают новостные сайты/каналы типа НТВ, отчасти от того, что над материалом надо думать и далеко не каждый в этом увидит сенсацию
а вот если материаол накачать стероидами субъективности и напихать туда уже готовых "сенсационных" выводов, то читателю остается лишь прочитать и сказать ВАУ! - типа ролика на ютуб под названием "Сцуко мегоржака смотреть всем!"
такое название статьи было в оригинале,оно мне показалось верным
ОтветитьУдалитьнасчет того что статья была написана-меня как раз и зацепил этот текст тем,что это не статья журналиста,а монотонный рассказ геймера о своих буднях,без особых эмоций,без ненужных метафор,как это написал бы профессиональный журналист,а просто рассказ о своей жизни.
моё личное отношение?-это в какой то мере лучше чем алкоголь и тем более наркотики,потому что не отнимает жизнь,но психику меняет посильнее героина..поэтому я и написала в конце-что мне было жутковато это читать
а пачиму такии отзывы ап нтв???? ани мне в личку писали на кротах и звали на тиливидиние!
ОтветитьУдалитьпотому что заголовок переполнен субъективной смысловой нагрузкой далекой от точки зрения самого респондента
ОтветитьУдалитьтвое мнение мне интересно, каким бы оно не было - на то оно и твое
потому что все эти мелкие картинки в углах развлекательных сайтов "Водонаева Засветилась" или "На съемках Неудержимых погиб актер" и фотка Сталлоне? Потому что высасанная с хуя сенсация? потому что НТВ?